Психолого-педагогические и психогигиенические воздействия при лечении спортивных травм

Любая травма, полученная спортсменом, не только физическое повреждение той или иной части тела, но и источник изменений в его психическом состоянии. Характер и интенсивность этих изменений во многом зависят от локализации и тяжести травмы, а также от особенностей нервной системы и личности спортсмена. Однако при значительных индивидуальных различиях в проявлении психических изменений, вызванных травмами, все они объективно обусловлены воздействием возникших болевых ощущений, нарушениями привычной деятельности, срывом значительных жизненных планов и т. п. Под влиянием этих факторов у спортсменов часто ухудшается самочувствие и настроение, появляются состояние депрессии, чувство тревоги за свое здоровье, успешность дальнейшей подготовки и возможность выступлений в соревнованиях.

У спортсменов с акцентированными проявлениями ипохондрических черт характера нередко возникают состояния тревожного ожидания и повышенной мнительности, которые неблагоприятно отражаются на дальнейшем ходе лечения. Они могут быть усилены ятрогенными влияниями со стороны врачей, медицинского персонала и окружающих лиц. Частое возникновение подобных состояний приводит у недостаточно эмоционально устойчивых спортсменов к появлению довольно стабильных остаточных явлений неуверенности, боязливости, скованности, снижению уровня нервно-психической активности и т. п. Более резистентны к психическому воздействию травм спортсмены с сильной, уравновешенной нервной системой, с развитыми волевыми чертами характера и эмоциональной устойчивостью.Для более быстрого и эффективного излечения травм и ликвидации возможного отрицательного воздействия их на психику врачу, а впоследствии и тренеру необходимо систематически применять в ходе лечения и реабилитации ряд психолого-педагогических, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий и воздействий.

К их числу следует отнести проведение рациональных убеждающих бесед со спортсменами, организацию направленных групповых воздействий, обучение их различным приемам самовнушения и самовоздействия.В ходе этих мероприятий решается ряд довольно сложных задач. Прежде всего необходимо проинформировать спортсмена о сущности и перспективах лечения травм и выработать правильное отношение к ним, желание как можно быстрее вылечиться, соблюдая при этом все предписания врача и всячески помогая ему в процессе лечения.

Следует систематически устранять у спортсмена синдромы тревожности и мнительности, вырабатывать уверенность в благоприятном исходе лечения и дальнейшем успешном продолжении подготовки и выступлений в состязаниях.Важнейшая задача, которую решает весь коллектив специалистов, — постепенное укрепление и развитие у спортсмена в период реабилитации бойцовских качеств: целенаправленности, упорства, стойкости в перенесении болезненных ощущений и дискомфорта, мужества в процессе операций и т. д.Овладение современными методами психической саморегуляции, основанной на принципах аутогенной идеомоторной тренировки и самовнушения, позволяет спортсмену использовать существующие психосоматические и психофункциональные взаимосвязи для более эффективной ликвидации травм. В особо сложных и тяжелых случаях в беседе необходимо объяснить спортсмену серьезность положения, но психически не травмировать его, утрируя возможные дурные последствия, как это делают нередко некоторые врачи, лишая атлета уверенности в возможности самому активно и с успехом включиться в процесс излечения.

Необходимо также, чтобы весь медицинский персонал повседневно способствовал созданию у спортсменов оптимистического настроения, развитию их интеллектуальной, а со временем и физической активности, стремлению к самовоспитанию воли во всех действиях и поступках. Лидером в этих вопросах должен быть лечащий врач, который обязан сориентировать медицинский коллектив на проведение работы в нужном социально-психологическом и социально-гигиеническом направлении.

Методы аутогенной тренировки и ее различные модификации, столь нужные и эффективные при лечении травм и в создании у спортсменов соответствующего психического состояния, ныне широко применяются в спортивной медицине. Все варианты аутогенной тренировки (а сюда входят различные приемы, словесные воздействия, создание образов-представлений) приводят к фазе полного расслабления и дремотного состояния. В этой фазе спортсмен может с наибольшим успехом подвергаться внешним (гетеро) и собственным (ауто) воздействиям.

В частности, во время лечения травм могут быть наиболее эффективно восприняты и усвоены установки о снижении болевых ощущений и тревожности, опасении дурных последствий повреждения, о повышении уверенности в правильном ходе лечения, возможности начать полноценные тренировки и с успехом выступать в соревнованиях*.В заключение можно с уверенностью сказать, что систематическое применение при лечении травм психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий и активное, осознанное применение спортсменами приемов саморегуляции позволят в значительной степени повысить эффективность лечебного процесса и сократить его продолжительность.

Материалы на сайте представлены в справочных целях. Перед применением тех или иных рекомендаций настоятельно рекомендуется посоветоваться с Вашим лечащим врачом!
Tech Nerd theme designed by FixedWidget