Наступление на медицину в буржуазном обществе

Фрейд считает, что первобытная орда возглавлялась старым и ревнивым самцом — отцом. Подрастающие сыновья, как правило, изгонялись из орды отцом, обладателем матери. Это порождало у сыновей не только ненависть к отцу, но и стремление избавиться от него. При молчаливом согласии матери сыновья сговаривались и убивали его. Но убийство отца не приносило им мира и спокойствия. В сыновьях пробуждалась совесть, чувство виновности, рождалось желание искупить свою вину и помириться с убитым.

Последний превращался в объект почитания и преклонения. Умерший отец в воображении сыновей наделялся рядом положительных черт и особенностей, сильно преувеличенных. Основываясь на этом мифе, Фрейд делает вывод, что бог — это идеализированный, возвышенный отец, а религия — не что иное, как тоска по нему. Не случайно он говорит, что каждый человек представляет бога подобным своему отцу. «Как только подрастающий ребенок начинает чувствовать, что ему навсегда суждено быть беспомощным, что он никогда не сумеет обойтись без защиты посторонних, сверхъестественных сил, тогда он придает им свойства личности отца, он сам создает себе богов, начинает их бояться, он старается заслужить их расположение, им вверяет свою защиту».

Убитого отца первобытным людям заменяет тотем (в виде животных, растений, предметов и т. д.) как объект поклонения. «Тотемистическая религия произошла от сознания вины сыновей,— пишет Фрейд,— как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием.

Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему…».Следовательно, в основе религии, по Фрейду, лежат не социально-экономические факторы, а субъективные, психологические переживания людей (чувства вины, раскаяния, желания искупить вину и т. д.) в связи с вымышленным убийством отца на почве ревности к матери.

Однако по мере развития людей животные и растения — тотемы — теряют для них всякую святость. А созданное ими божество все более и более возвышается и удаляется от них. «Сам бог теперь уже настолько возвысился над людьми, что общение с ним возможно только через священнослужителя».

Таким образом, и возникновение касты священнослужителей Фрейд объясняет не социально-экономическими причинами, а развитием психики человека.Тотемистическая система религии, выведенная Фрейдом, строилась на извращенно биологизированной основе.

Он совершенно не учитывал земного, материального фундамента тотемизма. Как уже отмечалось, в первобытнообщинном строе основной формой связи между людьми являлась кровнородственная связь.

В хозяйственной жизни люди также объединялись по кровнородственному признаку. Тотемизм же как религия раннеродового общества неразрывно связан с определенными формами хозяйственной деятельности— собирательством, охотой и т. д. Важнейшие объекты производственной деятельности — растения и животные — являлись основой первобытного религиозного культа.Социальные отношения первобытных людей базировались на кровнородственных связях.

Эти связи распространились и на окружающий мир животных и растений. В силу этого тотемом у охотничьих племен были животные и птицы, а у племен, занимающихся преимущественно собирательством,— растения.

Появляется и низшая категория служителей, так называемые диаконы и т. д.Все это свидетельствует о том, что возникновение института священнослужителей зависит не от особенностей сексуального и психического развития отдельных индивидуумов, как думал Фрейд, а от определенных социально-экономических отношений.

Материалы на сайте представлены в справочных целях. Перед применением тех или иных рекомендаций настоятельно рекомендуется посоветоваться с Вашим лечащим врачом!
Tech Nerd theme designed by FixedWidget